Главная Доставка Статьи Оптовикам Контакты
Доспехи
Старинное оружие
Японское оружие
Огнестрельное оружие
Панно, трофеи
Подарочные трости
Эксклюзивные подарочные книги
Предметы с золотом
Арбалеты
Луки

Горячая линия 8 (495) 210-45-02

Статьи  /  Магия  /  Магический кристалл 

Магический кристалл

До того скучно иногда живется на свете, что многие хотят узнать, чем это кончится. И вместо того, чтобы трезво рассудить – а чем же еще? – обращаются к трудам классиков и современников, которые знают о жизни ровным счетом столько же, сколько и остальные. Берут «Центурии» Нострадамуса и вчитываются в его смутные пророчества, стараясь понять, что же, собственно, хотел сообщить потомкам этот сочинитель. Смысла в его пространных виршах нет никакого, о том – не впрямую, а намеками и околичностями – сообщают переводчики и комментаторы, указывающие: содержание той или иной строфы весьма темно и туманно.
Что ж тут странного, поэтам свойственно и в солнечную погоду наводить тень на забор, выражаться цветисто, в ущерб содержанию и здравомыслию. А здесь еще такие громоздкие вещи, как стихотворный размер и рифмы, которые мешают говорить просто и по существу, даже если имеется, что сказать. А коли принять во внимание, что в рифму и в лад пытаются эти стихи изложить переводчики, увязая и в том, и в другом, можно понять, что когда бы и был в этих строчках изначально малейший смысл, теперь он закрыт на переучет по техническим причинам.
И только дело в Нострадамусе и его переводчиках? Сказанное касается и прорицаний Ванги. Как может человек описать то, чего никогда не видел? Не предугадать или предвосхитить, а именно описать, и слабого представления не имея о форме вещей, красках и объемах внешнего мира. Притча о том, как наощупь пытаются представить внешность слона, общеизвестна. Лишь добавим: слон – животное своенравное, сопротивляется досужему ощупыванию, потому что боится щекотки и может сознание потерять от смеха. И если пророчества Нострадамуса – это пророчества, сделанные его переводчиками, то прорицания Ванги – это прорицания журналистов, которые о ней писали. А журналистам верить еще глупее, чем верить переводчикам Нострадамуса. Так что глобальные и долгосрочные прогнозы бесперспективны. Создатели политических, социальных, экономических и прочих теорий, основанных на работах классиков политэкономии и социологии, суть те же нострадамские переводчики, да к тому по большинству – из журналистов.
Однако бывают случаи – трагическая любовь, затянувшаяся нужда, непрекращающаяся хвороба, тяжкое отчаяние – когда человека интересуют его собственная конкретная судьба, будущее в самой ближайшей перспективе, чтобы собраться с силами и выжить, а то и победить. И обращаются к предсказателям, оснащенным вместо научных теорий чудодейственными орудиями.
Это могут быть карты, и Таро, и просто игральные, но полная колода, чтобы раскладывать пасьянс, джезва, для желающих погадать на кофейной гуще, куриные и бараньи кости.
Популярным орудием для гадания уже сколько веков подряд является и магический кристалл, упоминавшийся и в «Евгении Онегине», правда, не без оттенка разочарования. Автор пытался выяснить судьбы любимых персонажей, их будущие взаимоотношения и поступки, но художественную перспективу, глядя сквозь магический кристалл, распознавал весьма неотчетливо.
Свойство ли это самого предмета? Или упущение того, кто им пользуется? А может, в некоторых случаях обстановка препятствует, либо пока не время раскрывать грядущее для заинтересованного наблюдателя? И что такое – магический кристалл? .
Начнем с того, что форма этого гадательного орудия, хотя название подсказывает иное, не всегда кристаллообразная, угловатая. Магический кристалл может иметь и форму шара, и форму пирамиды, и даже быть бесформенным обломком. Хрусталь ли это по своей природе или стекло, тоже не имеет значения. Он может быть прозрачным, всецело или отчасти. Главное, чтобы в него можно было смотреть, и по игре теней и отражений – магический кристалл обязательно должен быть проницаем для света – читать скрытое или отдаленное.
Стекло пришло на смену бериллу и бесцветному кварцу, использовавшимся прежде. А вот когда берет начало сама традиция остается только строить догадки. Сфера, сделанная из берилла, обнаружена в захоронении Хильдерика I, франкского короля, который жил в V веке. Но украшение ли это, орудие для гадания или что-то другое, например, замечательная вещица, каковую приятно держать в руках и рассматривать, неизвестно. Похожие вещи встречались в захоронениях высоких особ во Франции и Англии. Каково их назначение ученые тоже не определили.
Точно можно сказать, что шары из берилла использовал Джон Ди, живший в XVI веке и занимавшийся как математикой, астрономией и астрологией, так и алхимией. По его словам, такой шар дал ему ангел, и затем с помощью этого шара он с ангелами общался. Помогал ему при этом Эдвард Келли, известный обманщик и шарлатан, что наводит на определенные мысли. Шар из берилла и подставка к нему, принадлежавшие, вполне вероятно, Джону Ди, хранятся в Британском музее. Два шара, относящиеся к тому же историческому периоду, находятся в музеях Лондона и Оксфорда. Имеется и рукописная инструкция, где указано, как следует использовать этот шар при занятиях медициной (точнее, диагностикой).
Парацельс, врач и исследователь, занимавшийся также алхимией, считал, что видения возникают от реакции кристаллической структуры такого шара на «magnes microcosmi», то есть магнетизм, свойственный человеку.
Возвращаясь к пушкинским и более поздним временам, надо добавить, что этот чудесный предмет был так распространен, что продавался в посудных лавках. Там его видел Н.О. Лернер, пушкинист, автор работ о творчестве поэта. Определение «прибор», которой приводит литературовед, кажется наиболее верным. Ведь это именно прибор, использовавшийся и для гадания, и для общения с другими пространствами. Это своеобразный волшебный монокуляр. Только так следует понимать строки из стихов Г.Р. Державина «Вельможа»: .
.
Не пышности я песнь пою;
Не истуканы за кристаллом,
В кивотах блещущи металлом,
Услышат похвалу мою.

Загадочные «истуканы за кристаллом» – это изображения предков, располагаемые за стеклом. Кажется, просто портреты, что же еще? Но свойства волшебной линзы таковы, что общение между миром этим и миром, где обитают ушедшие в небытие предки, налаживается, «истуканы», то бишь «идолы», «кумиры» способны услышать стихотворца. Иное дело, что обращается он не к ним, предпочитает других слушателей.
Независимо от Г.Р. Державина, о существовании которого вряд ли и подозревал, описывает тот же волшебный монокуляр, по сути – магический кристалл, Г. Уэллс. В рассказе «Хрустальное яйцо», этот предмет выступает приспособлением, прибором для сообщения между мирами. И герой рассказа, если и не контактирует, подобно Джону Ди, с ангелами, то имеет возможность заглянуть в мир, где обитают иные существа, а те, в свою очередь, смотрят на него с той стороны.
Хрустальный или стеклянный глобус, который можно использовать для наблюдения и, вследствие этого, для предсказаний, имеется среди вещей Воланда, который «стал поворачивать перед собою свой глобус, сделанный столь искусно, что синие океаны на нем шевелились, а шапка на полюсе лежала, как настоящая, ледяная и снежная». Есть этот предмет у героини любовных стихов А. Тарковского, державшей на ладони хрустальную сферу. Помог ли он предсказать будущее, чем отвратить трагическую развязку, судить читателям.



У. Уотерхаус «Кристальный шар»

Св. К-а

© 2016 Все права защищены.
Любое копирование материалов сайта только с разрешения администрации www.altritter.ru

+7 (495) 210-45-02