articles Колесо фортуны - Старый Рыцарь
Главная Доставка Статьи Оптовикам Контакты
Доспехи
Старинное оружие
Японское оружие
Огнестрельное оружие
Панно, трофеи
Подарочные трости
Эксклюзивные подарочные книги
Предметы с золотом
Арбалеты
Луки

Горячая линия 8 (495) 210-45-02

Статьи  /  Магия  /  Колесо фортуны 

Колесо фортуны

Уверяют, что пра-колесо обозрения (так сказать, смысловой прототип), которое еще называют чертовым колесом, появилось аж в XVII веке. Было оно тогда совсем маленьким – в несколько человеческих ростов, когда и сами человеки ростом не отличались – и обзор с него, по логике вещей, не мог быть сколько-нибудь широким. Так оно, собственно, и есть. Судя по описаниям, колесо это было, скорее, обычнейшей каруселью, по чьему-то капризу поставленной на попа. Ничего с него не разглядывали и не озирали, а просто катались для удовольствия, основную часть которого доставляла приятная мысль, что механизм колеса, элементарный и примитивный, вращают вручную особые люди, зарабатывая в поте и тягости пропитание, тогда как у тебя есть возможность прокатиться на таком колесе-карусели.
Пра-колесо существовало в Турции, стране откровенного восточного деспотизма, и это о многом свидетельствует. И вовсе не странно, что тираническая эта игрушка пришлась к месту ни где-нибудь, а в Америке, стране западной тирании, которую тщетно пытаются декорировать словами о свободе и демократии, тогда как с вершины даже карликового колеса обозрения видно действительное положение вещей. .
Итак, первое классическое по технологии колесо обозрения, выполненное в рамках западной традиции, было возведено под руководством Джорджа Вашингтона Гейла Ферриса-мл., инженера, и предназначалось для Всемирной выставки в Чикаго, посвященной четырехсотлетнему юбилею открытия Америки испанцем Христофором Колумбом. В ознаменование этой чудесной даты американцы намеревались посрамить европейцев, в частности, французов. И потому колесо обозрения должно было представлять сооружение много значительнее и грандиознее, нежели какая-то Эйфелева башня. Каким образом круглая конструкция диаметром 75 метров и весом в 2000 тонн могла входить в сравнение с конструкцией в основе имеющей квадрат и артистически плавно сужающейся кверху, невозможно представить. Но уже то, что колесо вращалось, чему способствовали две паровых машины каждая мощностью в 1000 лошадиных сил, рождало у американцев законную гордость: детище Эйфеля неколебимо стояло на месте, отклоняясь даже при шквальном ветре лишь на 12 сантиметров. И это неоспоримо. .
Правда, американцы стыдливо умалчивали, что если с обзорной площадки Эйфелевой башни открывался вид на Париж, то из тридцати шести кабинок размером с омнибус каждая, размещенных по ободу колеса обозрения, вид открывался всего-навсего на Чикаго 1893 года. Желая подавить размахом, Джордж Вашингтон Гейл Феррис-мл., инженер, предусмотрел в каждой кабинке по двадцать сидячих и по сорок стоячих мест, что, при желании, можно также подать как заботу о демократии и свободе: хватит денег – сиди, не хватит – стой, благо колесо совершало оборот всего за двадцать минут. Надо заметить, колесо хотя и возвышалось над местными небоскребами, однако было вчетверо ниже парижской башни. Зато оно было американским, а не французским, и по форме, и по содержанию. .
Когда чикагскую выставку, буде она и всемирная, закрыли, плод инженерного гения Джорджа Вашингтона Гейла Ферриса-мл., инженера, из города перенесли. Не знаю, всякий ли раз колесо разбирали перед тем, как перебазировать, или ушлые американцы нашли способ его катить, не размонтируя, но после колесо переместилось снова, теперь на выставку в Сент-Луис, по окончании которой его разобрали навсегда. .
Тем не менее, опыт Джорджа Вашингтона Гейла Ферриса-мл., инженера, оказался настолько востребованным, что по его проекту было создано колесо обозрения в Вене. Правда, произошло это после его безвременной смерти, в 1897 году. Что ж, австрийцы – хозяева куда более рачительные, нежели американцы. Мастера, скончавшегося от тифа, давным-давно нет в живых, а детище его и по сию пору осеняет столицу Австрии, отлично вписываясь в стиль бидермейер. Если бы колесо сооружали в Бразилии, оно бы вписалось и в стиль бидернимейер, благо оно круглое. .
Впрочем, жизнь несправедлива. Где мастер, там и сонмище подражателей. И еще в 1895 году два безвестных тогда инженера-австралийца возвели колесо обозрения в Лондоне, бесцеремонно скопировав чикагское колесо, а затем соорудили по всему миру еще около двух сотен подобий, хотя могли не заниматься тупым копированием, а поэкспериментировать как с материалами – вместо стальных конструкций взять, например, стекло, так и с формой колеса. Жажда наживы, типичная для мира чистогана, заставила их отвергнуть любые эксперименты и лепить одно колесо за другим. .
Если исполнителями завладело стяжание, то головы заказчиков кружило тщеславие. Разные страны и города заботились не о комфортном досуге своих граждан, а о том, чтобы их собственное колесо обозрения было выше и обширнее, чем у соседей. Особенно это сказалось на аттракционах, сооруженных в городах СССР, пусть и с запозданием лет этак в шестьдесят. Здесь мощь сооружения вообще и колеса обозрения в частности рассматривались как элемент противостояния двух политических и экономических формаций, капитализма загнивающего и социализма почти развитого. .
Но вот ведь закавыка, суть такой конструкции, его символика, сама геометрия были укором и назиданием для стяжающих и тщеславных. И тут мы переходим к предмету, которому и посвящена статья. .
Среди карт Таро имеется карта, называемая Колесо Фортуны или Колесо Счастья. В зависимости от того, как ориентировано изображение, то бишь – как легла карта, меняется и значение ее, толкование. Если карта легла прямо, это означает удачу, счастье, перемены в лучшую сторону, потому что один цикл закончился, уступив место другому. Однако бывает и так: карта перевернута, что значит – наступает иная фаза жизни, и она несет всяческие угрозы и опасности. Это и нестабильность, и проблемы, и возможные неудачи. .
В разных колодах Таро карта может выглядеть по-разному. Но самое распространенное изображение: ось, на которой вращается колесо, поддерживают две опоры, а на колесе расположены фигуры – восходящая фигура, фигура, которая находится в самой высокой точке, фигура, движущаяся по нисходящей. .
Думаю, грамотный и ловкий юрист мог бы, если бы нашелся заинтересованный клиент, привлечь к ответу Джорджа Вашингтона Гейла Ферриса-мл., инженера, создателя колеса обозрения для Всемирной выставки в Чикаго, за использование чужой интеллектуальной разработки. А вот пра-колесо, существовавшее в Турции, стране откровенного восточного деспотизма, было бы защищено от такого судебного преследования, ибо в силу своих возможностей символизировало ту же идею, что и карта из колоды Таро, называемая Колесо Фортуны или Колесо Счастья. .
Надо заметить, что само название карты связано с римской мифологией, существовавшей задолго до того, как первые турки появились на белом свете. У римлян Фортуна была богиней счастья, удачи и случая. Поскольку по натуре своей Фортуна непостоянна, ее представляли как молодую особу, стоящую на колесе или на шаре. И со временем ее стали воспринимать не столько как фигуру, являющую собой удачу и счастье, сколько в виде олицетворения случайности и непостоянства. А в Средние века Фортуна оставила древнеримский пантеон, поскольку Древнего Рима как такового больше не существовало, и вошла в народную культуру Европы. .
В сборнике «Carmina Burana», объединившем стихи голиардов, средневековых странствующих поэтов, упоминается Фортуна, которая катит колесо свое по горним высотам. Особенно актуально такое упоминание рядом со стихами о кабаке, где пьют, выпив, поют и играют в зернь, то есть пытают удачу, проигрываясь в пух и прах. Поскольку стихи эти сочиняли ваганты, среди которых немало было студиозусов из разных университетов, вернее – странствующих из университета в университет, набираясь мудрости и отлынивая заодно от любой работы, то не удивительно, что и тогдашние юристы, учившиеся в тех же университетах, не забывали о существовании этой символической фигуры, с помощью Фортуны порою толкуя различные юридические казусы. .
И неспроста в названии этой заметки слово «фортуна» проставлено со строчной буквы, а не с буквы прописной. Поскольку к той поре, когда получил широкую известность этот символ, уже позабыли о том, что существовала когда-то богиня с таким именем. Не зря сложена старая рыбацкая песня: «Задула фортуна на море, люто задула, задула фортуна в рваные паруса». Само это слово теперь прочитывалось как «везение», а подразумевалось при этом «неудача», поскольку счастье, фарт и успех встречаются редко, чаще на жизненном пути попадаются навстречу провал и осечка. Так что в обычной жизни этот образ символизировал разочарование, напрасно обманутые надежды. Оставалось только плечами пожать, развести руками: не пофартило. Отзвук исходного слова можно расслышать и здесь. Что делать – фортуна, вертит свое колесо (и эти слова можно понять более приземленно, обыденно: крутит динамо). .
Иными словами, тщетно надеяться, что жизнь идет только по восходящей. Это лишь до какого-то момента, а затем, после самой высокой точки начинается нисхождение, человек опускается – можно толковать этот глагол как угодно. А если вспомнить о колесе обозрения, там все выглядит следующим образом: купив билет, садишься в кабинку, поднимаешься и безмятежно глядишь по сторонам, сам того не замечая, что кабинка пошла уже вниз, и скоро придется вылезать, круг окончен. .
Кстати, одна из найденных в Помпеях мозаик, относящаяся к I веку нашей эры, изображает Колесо Фортуны. Мозаика эта имеет и другое название «Memento mori», в справедливости которого жители города убедились на собственном опыте.



Принцип действия Колеса Фортуны на этой картинке очень напоминает принцип действия мясорубки, на что указывает система ручек, осей и валов.

Св. К-а

© 2016 Все права защищены.
Любое копирование материалов сайта только с разрешения администрации www.altritter.ru

+7 (495) 210-45-02